Велопоход по Крыму с 17 по 27 июня 2000 года

Состав 2 человека:

Кретов Андрей на "Туристе",
Романюк Сергей на "Старт-Шоссе".

16.06.2000

Донецк. Велопоход планировался ещё зимой-весной, но с кем и когда было не ясно. Всё-таки решились и с трудом нашли время. Я до похода закупил продукты, ориентируясь на раскладку и свой опыт с прошлых походов. Обязательно купили сухие напитки "ZUKO" и витамины с минералами "Дуовит". В распоряжении была литература по Крыму и карты Крыма.
Собрались за час до поезда "Донецк-Севастополь", разобрали велосипеды, упаковали в чехлы. Сели в поезд, на редкость проводники не возмущались, наверное, из-за того, что нас было только двое.

17.06.2000

Утром были в Бахчисарае. Сходили с поезда быстро, он стоит всего 2 минуты. Собрали велики, распределили груз, подогнали снаряжение. У меня был забит велорюкзак "Трекспорт" на 60 литров и сверху коврик, плюс подрамная сумка на 8 литров, тоже "Трекспорт".
У Сергея подрамная сумка на 8 л., перемётные сумки, коврик и спальник сверху и за плечами рюкзак "Трекспорт-Байкер" на 20 литров. Расчёт был такой, докупить овощи и фрукты на рынке в Бахчисарае и в дорогу. Рынок в 1.5-2 км от вокзала по дороге на Севастополь. Расчёт был верным, цены были очень низкими и было мало покупателей, в основном местные. Купили хлеб, огурцы, помидоры, черешню, клубнику, вино "Бахчисарайский фонтан". Закупку хотели делать на 3 дня, но из-за низких цен купили на 5 дней. Тут же, у рынка, полакомились клубникой. Все, что легко давится, положили Сергею в заплечный рюкзак. Когда ехали в поезде и проезжали Симферополь, там уже начинался дождь, а когда подъехали к Бахчисараю дождя не было, но он начался через час. И когда выехали за Бахчисарай, дождь разошелся не на шутку. Одежды непромокаемой не было и мы сразу промокли. Доехали в село Предущельное к роднику. Сначала хотели позавтракать в Баштановке на ставке, но решили остаться на роднике из-за дождя, пообедать и ехать дальше. Набрали воды в роднике. За родником, под скалой сидят 2 туриста, прячутся от дождя. Мы решили тоже под скалу и начали готовить завтрак. Я спросил ребят, откуда они? Один говорит, что из Чехии, обоих зовут Милан. Один чех говорит хорошо по-русски, другой плохо. Мы их угостили черешней. Они работают на электростанции и на месяц приехали походить по Крыму. Мы разводим "Шмель" и варим суп. Они ели какую-то кашу из пакета, холодную. Мы сытно пообедали. Дождь усилился и не думал заканчиваться. И тут пришли за водой несколько мужчин с ребёнком и у одного был топор. Они на вид как бомжи. Когда поговорили, у них тут дом и они делают изделия из можжевельника и оптом продают, но сейчас нет света и сидят без работы, станки стоят. У них работают несколько детей. Один даже из Москвы. Как мне показалось главный итог работы - водка. Мужики показали нам наскальные рисунки рядом с родником (5 тысяч лет), их видно, если побрызгать водой на скалу. Удивительно, я тут был много раз, но про рисунки не знал. Чехи детям подарили жвачки, мужикам открытки с пожеланиями, а мужики подарили нам и чехам свои изделия из дерева. Чехи даже ходили к ним в цех, мы не захотели. В конце мужики принесли нам парное молоко с ближайшей фермы.
В целом привал превратился в интересное времяпровождение. Наконец-то дождик кончился, и мы решили ехать в Баштановку, а чехи пошли пешком. Слева видны пещеры Качи - Кальона, но мы туда не пошли. Потеряли под дождём много времени. Мимо озера в Баштановке поехали в Высокое. Дорога грунтовая идет в долине реки. Дорога превратилась в пластилин, глина налипает на колёса, забивает тормоза, налипла на цепь и звезды. На дороге лежит много сена, которое налипло на колёса и ещё больше сцепило колёса с рамой. Вскоре колёса перестали крутиться. Дальше шли 1-2км/ч, постоянно чистили колёса, тащили на себе велики, мыли их в лужах, ничего не помогало. На каждой обувке по кило вязкой массы. Я брал велик за руль и седло и тащил боком по дороге, так прошёл 500 метров. Расстояние преодолеваем медленно, силы уходят быстро. На обочине растёт трава, поволокли по траве, скорость увеличилась до 3-4км/ч. К концу дня подошли к окраине с. Высокое к ставкам. Решили ехать к верхнему, самому чистому и маленькому. Решили поехать по неизвестной дороге и немного блуканули, дорога шла на гору. Выехали на пригорок, ставок был внизу. Спустились к ставку, места были, но стояли 2-3 палатки местных из ближайших сёл. Быстро поставили палатку. Охладили "Бахчисарайский фонтан" в роднике - ниже плотины бьёт холодный родник. Сварили каши, выпили "фонтан" и были довольны, что прошли 20 км за 6 часов, а сил затратили как на 200 км. Легли спать, ночью пошёл дождь. По радио передают непогоду на неделю, я очень расстроен. Всю ночь барабанил дождь, и сверкала молния, палатка не подвела. До похода хотели брать летние спальники или даже одеяла, но почему-то взяли осенние до -2 и были этому рады. Температура с +27 опустилась до +10.

18.06.2000

Я утром первым открываю палатку и не пойму, где я на юге или на севере. Вокруг лежат сугробы града и очень холодно, как зимой. Напротив нас туристы слепили из града снеговика, и остужают бутылки с пивом в сугробе. Было холодно и у нас не было тёплой одежды, только шорты и штормовка х/б. Оставили палатку, поехали на разрушенную церковь Св.Ильи, а рядом было село Лаки, которое в войну сожгли немцы. Местный умудренный годами и опытом турист рассказал историю села. Когда рядом вели пленных - партизаны затеяли перестрелку. В наказание все было сожжено. Места жилищ обнаружить очень трудно.
  Снова начался дождь. Продуктов у нас много, решили сделать днёвку. Место здесь замечательное, все соседи разъехались, т. к выходные подошли к концу. Рыба в ставке не ловилась. Начали принимать "Дуовит", силы окончательно восстановились. Ночью был дождь без града. Температура упала ещё на 2-3 градуса.

19.06.2000

Утром сыро. Решили в 13.00 ехать при любой погоде, впереди ещё много интересного. Доехали до Высокого. В роднике в селе набрали воды, развели "zuko".Поехали на перевал через село. На перевале у Сергея спустило колесо. Он меняет камеру, а я собрал много клубники. Дальше путь по водоразделу хребта без названия к горе 621м Сююр-Тепе. Начался дождь и гроза с молнией. Молния била рядом и было страшно. Дороги не знали, и мы шли по карте. В основном вел я, полагаясь на свой опыт. Постоянно дороги разветвлялись, и я ходил смотреть, куда ведёт каждая дорога. По пути росло много ягод, ели только крупные. Иногда мы пугали зайцев и разных зверей, которых не было видно. Виды кругом красивые, высота 600-700 метров. С каждым километром теряем силы. От холода замёрзли руки и ноги, от дождя промокла вся одежда. Решили перекусить на дороге, дорога перешла в тропу, но ещё идёт по водоразделу. По окрестным горам и вершинам приблизительно определяем местоположение. Перекусываем консервой с хлебом и помидорами. Приняли "Дуовит". Сразу появились силы и вдохновение, наверное, благодаря "Дуовиту". С меня спадали шорты из-за того, что были тяжёлые от воды. Дорога раздвоилась, поехали налево. Дорога была метров 500,а потом дорогу преградил глубокий овраг. Овраг не пройти, решили обойти. Пошли в обход, заблудились в мокром лесу. 1-2 часа ходили в поисках дороги хоть какой. Много ложных дорог, т.е. старые терассы проложенные трактором, на которых посажены сосны на склоне. В итоге вернулись на развилку, откуда пришли. Блукали часа 2. Дальше пошли по верной дороге, вернее тропе по которой год назад перегоняли коров, видны следы копыт. Можно немного ехать. После 500 метров вышли на перекрёсток 5 дорог, как минимум. Оставили велики и пошли проверять каждую дорогу. Я нашёл верную. Мы были в районе между г. Сююр-Тепе и дорогой Плотинное-Зелёное. Лесная дорога под дождём с крутого спуска вывела нас на большую поляну. Мы находим место, где виден массив Бойка в тучах и напротив нас видна двойная радуга!!! В этот момент мы забыли все трудности и лишения этого дня. Поляна была горизонтальная на склоне горы. Стали под деревом, дождь не кончается. Я стал снимать с себя мокрую одежду и вешать на велосипед. Оказалось сухое место на груди диаметром 15 см, а всё остальное мокрое. Обувь впитала много воды. Ноги размякли. Быстро поставили палатку, залезли в спальники. Единственная вещь, которая осталась полусухой. Холодными руками в палатке нарезали сала и хлеба, перекусили и в спальнике через 15 минут согрелись и начали разжигать примус. Закипела вода, сделали Мивину и чай. Воды у нас было мало. Довольные легли спать. Велики бросили на улице, до них не было дела.

20.06.2000

Утром сушим одежду, а она не сохнет. Я нашёл родник, но он забит старыми, гнилыми листьями, жёлудям и мёртвыми насекомыми. Вернулся ни с чем. Вокруг много ягод. Сначала собирали любые, потом крупные и очень крупные. Ягодами позавтракали. Снова пошёл дождь. Все горы вокруг в тумане и тучах. Выехали в 13.00 полусухие, решили ехать в тапочках, чтобы не портить ноги мокрой обувью, и чтобы эта самая обувь не умерла окончательно. Дорога круто вниз, вскоре трасса Зелёное - Аромат. Едем в тапочках под сильным дождём. Опять спадают шорты из-за большого веса. Вскоре с. Плотинное. Помогаем толкать старые "Жигули", которые заглохли на дороге. Едем в с. Аромат. В селе купили у местных татарок овощи, молоко и разливное вино. Цены в 2 раза больше, чем в Бахчисарае. Дальше в с. Соколиное. Купили вино дешёвое, бублики и хлеб. Едем в Большой каньон не по трассе, а по тропе мимо Юсуповского дворца. Дороги не знаю. За селом тропа раздваивается, и мы поехали не по той, взбираясь круто вверх. Идём по старым каналам, давно заросшим лесом, которые размыты, идёт дождь, большие лужи и ручьи, мешают ветки. Кое-как прошли 2-3 км. Вышли на поляну, напротив массив Сююрю-Кая. Красота. Видно, как из леса испаряется влага и превращается в тучи. Решили заночевать здесь. По радио передают, что дожди перестанут не скоро. Попробовали разливного вина, ничего интересного.

21.06.2000

Утром подсушили вещи, собрались, поехали в 12.30. Вышли по тропе, уже настоящей, которая проходила ниже. Встречаются поляны получше нашей. Тропа красивая, кругом многовековой лес. До Почтового дуба прячем велики в лесу и идём в Большой каньон. У реки на Голубом Озере умываемся и бреемся. На тропе в каньон встречаем наших знакомых чехов Миланов. В каньоне я не первый раз. У ванны Молодости много людей, здесь продают чай, кофе и вино. Всё очень дорого, мы ничего не берём. В ванне все визжат от холода. Серёга залез в ванну и купается как в тёплой воде минут 10. Я позавидовал его закалке. Молодец! Вернулись к П.Дубу, велики целы. Перекусили сухим пайком и по верхней тропе полезли вверх. Тропа наверх начинается за П.Дубом. Сначала крутой небольшой подьём. Дождь не кончается. Проходим родник Джевизлык, рядом неплохие поляны. Выходим к утёсам, проходим над Коровим гротом. Издалека видно, что в гроте стоит группа туристов, мы им машем рукой. Вид с края ущелья Каньона - незабываем. Тропа идет у кромки. Дождь и ветер перемалывают ветрами тучи над и под нами. До дна ущелья отсюда около 300 метров. Переезжаем через ручей Йохоган-Су, едем по дороге все выше. И тут я понимаю, что мы заблудились очередной раз. Мы поехали по основной дороге и не заметили поворот направо через поляну. Вернулись назад к ручью. Уже в сумерках ставим палатку. Я здесь не планировал останавливаться. Сергей при разборке рюкзака уронил бутылку дешёвого вина, и она разбилась об камень. Мы не расстроились т. как вино было дешёвое и вызывало подозрение. Из леса через балку раздавались звуки какого-то зверя похожие на лай раненой собаки или волка. Было страшновато. Легли спать, пошёл дождь, вернее он и не кончался.

22.06.2000

Солнцестояние. Утром приятный сюрприз - вышло солнце, тучи исчезли. Наступило настоящее крымское лето. Наконец то. Высушили все вещи. Только туалетная бумага оставалась мокрой ещё несколько дней. Позавтракали и собрались. Спрятали вещи и сходили по ручью вниз. Посмотрели водопад и горы, всё очень красиво. Не хватает видеокамеры. Нашли тропу, полезли по ней вверх. Перевалили хребет, теперь вниз к истокам реки Куру-Узень. Тропа трудно проходима даже без велосипедов. Чудом не разбиваем велосипеды. И вот река. Фотографируемся. Это место должно было быть нашей прошлой ночёвкой. Никого нет, все кострища заросли травой по пояс. Подходим к истоку реки. Место удивительное. Похоже на чашу, куда с крутых лесистых склонов стекаются воды, чтобы прорезать Каньон. Рядом родник, по мощности вряд ли уступающий известной Пании. Стираемся, готовим обед, никого нет. Под впечатлением оставляем записку. Впереди крутой подъём по маркированной тропе, велики тащим вверх. Виды сказочные, лес похож на джунгли, следов людей давно не видно, только следы зверей. В одном месте тропа под углом и Сергей упал с неё по склону горы. Еле я его вытащил. Идём очень осторожно. Вскоре яйла на выходе из леса. Едем по Ай-Петринской яйле к смотровой площадке. Скоро вечер, дует сильный ветер, холодно. На смотровой решаем ехать к нашему месту рядом с Чайным Домиком. Дорога вниз, едем быстро. Через урочище Бабуган подъезжаем к Ч.Домику уже в сумерках. У лесника покупаем парное молоко. Он нам предлагал: утреннее, вечернее, из под коровы. "Нам доить"- сказали мы. Ждём. Он угостил нас кружкой молока бесплатно. За бутыль я оставил калькулятор в залог. Он не знает что это такое. При свете фонарей заезжаем на наше место на поляне (вершина г. Орлиный Залет, 1024 м). Лежат брёвна, дрова с прошлого года, кострище заросло травой. Пьём молоко, ставим палатку. Спим самую короткую ночь в году. Опять слышен в лесу зверь, который лает. Лесник сказал, что это горные козлы кричат, когда их напугают. Теперь нам всё по "барабану". Чувствуется опьянение, хотя пили только молоко. Ночь проходит быстро.

23.06.2000

Собрались к 11.00. Загораем после 5 дней дождя. Едем к скале Орлиный Залёт. Вид прекрасный. Видно где ночевали, напротив Б.Каньона. Заблудились серьёзно. Леснику возвращаем бутыль. Едем к урочищу Ай - Димитрий. Дорога идёт вниз. Мы здесь были в прошлом году, но только шли с обратной стороны. Вскоре Ай-Димитрий, на нём ставок, сад, родник. Варим обед на ставке. Разговариваем с детьми, говорят, что рядом пещера Сюндюрлю-Коба, но найти трудно. Пообедали, поехали к Малому Каньону Крыма или Каньон Узунджа, красиво. Не хватает видеокамеры. Много ягод. После каньона прячем велики в лесу и идём искать пещеру. 3 часа искали и не нашли, зато горных козлов наверное стадо разогнали. Скоро вечер. Решаем ехать дальше. По маркированной тропе едем в с. Колхозное. Стемнело. Тропа пока нормальная, дальше переходит в овраг с глыбами, ехать невозможно. Велики на камнях прыгают, можно поломать. В лесистом овраге быстро стемнело. Чудом дошли до пересечения с рекой и здесь решили заночевать, найдя небольшую площадку на склоне. Людей никого, места много, костёр не жжем. Кругом сосны и горы, небо звёздное. Красота.

24.06.2000

Утром собрались и поехали в с.Колхозное. От Колхозного до Родниковского очень красивая дорога. В Родниковском закупились на 2 дня, поели мороженого и за селом на ставке сделали привал. Людей не много. Едем через лес, к перевалу Чёртова лестница по оврагу Капур-Кая (Каменный мост). Дорога старая. Здесь ходили Пушкин, Леся Украинка и т.д. Видно, что дорогу делали, рубили камень. Велики ведём по камням, лес, тень, жары нет. Через 2-3 км можно ехать по тропе. Вскоре перевал. Домик лесника разломан варварами, вода в колодце плохая. Решаем ехать до Байдарского перевала по старой дороге. Смотрим виды сверху на ЮБК. Дорога поворачивает в лес, едем мимо родников с лавочками. Выезжаем на трассу Орлиное-Байдарский перевал. У Сергея спускает колесо, ломается насос. На дороге в роднике набираем воды и решаем ночевать в лесу в просеке линии эл. передач. Место ночёвки не лучшее, но из-за воды и прокола пришлось ночевать здесь.

25.06.2000

Утром собрались, починили велосипед и поехали на Байдарский перевал, до которого оказалось всего 300 метров. На перевале послушали рассказ экскурсовода. Дальше поехали к церкви. Когда смотрели виды с церкви, я увидел старую дорогу вниз к шоссе справа. Едем по ней, то, что надо. Серпантин вниз, машин нет, местами разрушена оползнями. Ну, вот мы на трассе Ялта-Севастополь. Самая неинтересная часть маршрута. Долгий подъём в гору до смотровой площадки над Ласпи, жара и выхлопные газы. На смотровой много людей и машин. В воздухе парят парапланеристы. Влюбленная парочка просит сделать фото. Серега направляет объектив и произносит волшебное слово: «жопа». Парочка взрывается от хохота, фотограф щелкает и птичка вылетает J. К стоянке подъезжают 2 парня на велосипедах. Они из Одессы. Едут от пива к пиву по трассе. Направляемся в село Гончарное, бывший КПП в Севастополь. Огромный молочный рынок за селом, нам туда и надо. Пили-пили молоко, всё не выпили, взяли с собой. Справа большой водоём перед Севастополем, слева река и место отдыха. Тут мы обедаем и отдыхаем от жары. Под вечер едем в Севастополь. Заезжаем к моему брату Володе и остаёмся на ночёвку.

26.06.2000

Утром на троллейбусе едем в Балаклаву. Смотрим залив и проводим целый день на Серебряном пляже.

27.06.2000

Ездили в Херсонес и немного задержались, времени было мало. Успели за 10 мин. до поезда разобрать велосипеды и упаковать их в чехлы, зато также успели купить фруктов в дорогу и счастливые поехали в Донецк. В поезде родилось много новых маршрутов походов.
Каждый день мы блукали в лесу. Даже не помогали новые карты, много несоответствий с местностью, много новых дорог. Можно планировать время похода, маршрут, но нельзя - незабываемые приключения.

28.06.2000

В Донецке в 6.30. Доехали домой нормально.

Маршрут похода

• Бахчисарай - Лаки 19.37км.
  • Лаки - Лесная поляна 12.34км.
  • Лесная поляна - Большой каньон 13.47км.
  • Большой каньон - Йохоган-Су 11.27 км.
  • Йохоган-Су - Орлиный залёт 28.7км.
  • Орлиный залёт - Узунджа 14.24 км.
  • Узунджа - Байдарский перевал 29.0 км.
  • Байдарский перевал - Севастополь 50.16км.
  • По Севастополю 25.0 км.

Всего: 203.55 км.

За весь поход использовано на 2 человека:

• Бензин «калоша» 3.3-3.5 л.
  • Сухое горючее 1 пачка.
  • Чай чёрный около 100 грамм.
  • Тушонка 4 банки по 425 грамм.
  • Сгущёнка 4 банки.
  • Чай каркаде 100гр.
  • "ZUKO" 9 пакетов.
  • Суповые кубики 10шт.
  • Каша с мясом в консерве 1 банка - 0.5кг.
  • Паштет 3 банки.
  • Бублики 2кг.
  • Конфеты 1.2кг.
  • Хлеб 2-3 булки.
  • Овощи и фрукты - немеряно.

Деньги на 2 чел - 320.15 гривны, при курсе $ 5.5-5.55.

Использовались следующие карты и литература:

• Книга «АЙ-ПЕТРИ», путеводитель, В.П.Душевский, Ю.И.Шутов.
  • Карты: справочно-географическое пособие «По горному Крыму» 1: 50.000
  • Маршрутная туристская карта «По пещерным городам Крыма» 1: 50.000
  • Топографическая карта «Крым, южная часть» 1: 100.000
  • Доступ в Интернет в то время не использовался.
Данный отчёт не является путеводителем по маршруту. Возможны дополнения, т.к. составлялся 2 года спустя.